Новости
22.12.2025
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
22.12.2025
Методические рекомендации
по вопросам организации и проведения работы
по антикоррупционному просвещению
и популяризации в обществе антикоррупционных стандартов
Оглавление
Введение 3
I. Основные положения 5
Понятие, цели и задачи антикоррупционного просвещения 5
Понятие, цели и задачи популяризации в обществе антикоррупционных стандартов 5
Принципы антикоррупционного просвещения и популяризации 7
II. Содержание антикоррупционного просвещения и популяризации 7
Субъекты антикоррупционного просвещения и популяризации 7
Лица, в отношении которых осуществляются антикоррупционное просвещение и популяризация 10
Подготовка и содержание антикоррупционных мероприятий 13
III. Организация работы по антикоррупционному просвещению
и популяризации 17
Введение
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены во исполнениеподпункта "б" пункта 34 Национального плана противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы".
2. Целью настоящих Методических рекомендаций является обеспечениеформирования единого подхода к организации и проведению работыпо антикоррупционному просвещению и популяризации в обществе антикоррупционных стандартов (далее также – антикоррупционное просвещениеи популяризация), представляющих собой систему запретов, ограниченийи обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
3. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи в организации работы по антикоррупционному просвещению и популяризации, а также в обеспечении разработки и реализации мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию (далее также – антикоррупционные мероприятия).
В первую очередь, настоящие Методические рекомендации адресованы подразделениям органов публичной власти и организаций (далее – органы (организации) по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам органов (организаций), ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) и органам субъектов РФ по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее также – региональный антикоррупционный орган; совместно именуются "антикоррупционные структуры"), которые, по общему правилу , являются в пределах своей компетенции ответственными за организацию антикоррупционного просвещения.
Также настоящие Методические рекомендации могут использоваться председателем комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте РФ, его заместителями, секретарем и членами такой комиссии при разработке рекомендаций по организации антикоррупционного просвещения граждан в целях формирования нетерпимого отношения к коррупции и антикоррупционных стандартов поведения .
В зависимости от цели и задач конкретного антикоррупционного мероприятия к соответствующей работе могут привлекаться сотрудники иных структурных подразделений органов (организаций). В связи с этим настоящие Методические рекомендации также могут быть использованы, например, органами (организациями), ответственными за реализацию политики в сфере образования или науки, осуществляющими просветительскую деятельность, органами (организациями), уполномоченными, в частности, в сфере печати, массовых коммуникаций и средств массовой информации (далее – СМИ), непосредственно принимающими участие в деятельности по антикоррупционному просвещению и популяризации, а также иными органами (организациями) с учетом компетенции.
4. Антикоррупционное просвещение и популяризация способствуют профилактике коррупции посредством формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению и обеспечивают выполнение членами общества норм антикоррупционного поведения .
5. Антикоррупционное просвещение и популяризация способствуют распространению информации о:
а) допустимом и недопустимом (коррупционном) поведении;
б) существующей системе противодействия коррупции и об установленных антикоррупционных стандартах;
в) способах противодействия коррупции и возможностях их использования физическими и юридическими лицами;
г) порядке действий в ситуации склонения к совершению коррупционного правонарушения (вовлечения в совершение такого правонарушения);
д) негативных последствиях коррупции.
Участие в противодействии коррупции, недопущение коррупционного правонарушения возможны тогда, когда лицо осознает и правильно квалифицирует свои действия (бездействие) и осознанно выбирает антикоррупционную модель поведения.
6. Содержание работы по антикоррупционному просвещению и популяризации определяется с учетом кадровой, финансовой, временной и иной обеспеченности и возможностей органа (организации), ее осуществляющей.
I. Основные положения
Понятие, цели и задачи антикоррупционного просвещения
7. Антикоррупционное просвещение – систематическая деятельность, направленная на распространение знаний в области противодействия коррупции, в том числе о формах коррупционных правонарушений, их социальной опасности, способах противодействия коррупции и принципах антикоррупционного поведения , а также разъяснение положений нормативных правовых актов РФ в области противодействия коррупции.
8. Целью антикоррупционного просвещения является формирование в обществе системы знаний о существующей системе мер по противодействию коррупции, в том числе для самостоятельного выявления проявлений коррупции, отказа от совершения коррупционных правонарушений и в целом на предотвращение коррупционных проявлений.
9. Задачами антикоррупционного просвещения являются:
а) разъяснение социальной опасности коррупции, ее причин и основных форм коррупционных правонарушений, способов их недопущения;
б) разъяснение правовых и организационных основ противодействия коррупции;
в) разъяснение предназначения и содержания антикоррупционных стандартов, способов их соблюдения и контроля за их соблюдением;
г) информирование о характере и масштабах принимаемых антикоррупционных мер, их результатах;
д) разъяснение правовых последствий совершения коррупционных правонарушений, преступлений коррупционной направленности.
Понятие, цели и задачи популяризации в обществе антикоррупционных стандартов
10. Популяризация в обществе антикоррупционных стандартов (далее – популяризация) – деятельность, направленная на активное воздействиена правосознание, общественное мнение для стимулирования правомерного (антикоррупционного), устойчивого к проявлениям коррупции поведения и мировоззрения, на формирование антикоррупционных общественного сознания и правовой культуры, а также на формирование нетерпимости в обществе к коррупционному поведению, в целях укрепления доверия к органам публичной власти и должностным лицам.
Важно учитывать, что доверие к власти (доверие к Президенту РФ, высшим должностным лицам субъектов РФ) включено в перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и деятельности исполнительных органов субъектов РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 28.11.2024 № 1014 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и деятельности исполнительных органов субъектов РФ".
Популяризация нацелена на формирование общественного мнения (как важного регулятора поведения индивида и групп) и осуществляется в условиях активной социальной коммуникации.
11. Целями популяризации являются:
а) создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционному поведению, негативного отношения к коррупционным проявлениям;
б) формирование модели поведения членов общества, направленной на практическое применение антикоррупционных мер.
12. Задачами популяризации являются:
а) стимулирование соблюдения правомерного (антикоррупционного), устойчивого к проявлениям коррупции поведения в обществе;
б) создание условий для активного участия граждан в противодействии коррупции;
в) масштабирование антикоррупционного поведения.
13. Популяризация направлена на формирование выраженной позиции, содержащей в себе стойкое неприятие коррупционных проявлений и негативное отношение к коррупции в целом.
Таким образом, антикоррупционное просвещение и популяризация, с одной стороны, взаимосвязаны и нацелены в целом на формирование в обществе культуры неприятия коррупции, а с другой стороны, имеют отличия, обусловленные стоящими перед ними целями и задачами.
Так, семинар для должностных лиц по вопросам соблюдения антикоррупционных стандартов, в первую очередь, может быть отнесен к антикоррупционному просвещению, поскольку направлен на распространение соответствующих знаний. Вместе с тем такой семинар, сам по себе, активно воздействует на правосознание
в целях стимулирования антикоррупционного поведения и, как следствие,
во вторую очередь, может быть отнесен к популяризации.
Аналогично, например, в отношении конкурса плакатов по антикоррупционной тематике: в первую очередь, такое мероприятие может быть охарактеризовано
как популяризация; при этом, поскольку участие в конкурсе само по себе требует
от конкурсанта ознакомления с вопросами противодействия коррупции, такой конкурс отчасти направлен и на антикоррупционное просвещение.
Принципы антикоррупционного просвещения и популяризации
14. Работа по антикоррупционному просвещению и популяризации осуществляется на основе следующих принципов:
а) законность – антикоррупционные мероприятия должны проводиться в соответствии с законодательством РФ ;
б) плановость – заблаговременное определение целей и задач, содержания и формы проведения, сроков, а также ответственных за проведение антикоррупционных мероприятий;
в) регулярность – антикоррупционные мероприятия проводятся на систематической основе;
г) актуальность – используемая информация актуальна, в том числе в части изменений в нормативных правовых актах РФ в области противодействия коррупции, и доводится до сведения заинтересованных лиц в разумный срок (своевременно);
д) достоверность – распространяемая в ходе проведения антикоррупционного мероприятия информация должна проверяема, обоснована и объективна.
е) комплексность – при организации работы проводятся взаимосвязанные мероприятия как теоретического, так и практического характера, соответствующие целям антикоррупционного просвещения и популяризации;
ж) адресность – учитывается специфика интересов и потребностей конкретной категории слушателей (применяется дифференцированный подход);
з) рациональность в распределении ресурсов – работа проводится с учетом фактических возможностей органа (организации), в том числе с учетом кадровой, финансовой, временной и иной обеспеченности;
и) взаимосвязанность – антикоррупционное просвещение и популяризация,
с одной стороны, удовлетворяют потребности лиц, в отношении которых антикоррупционные мероприятия проводятся, в получении необходимых знаний,
с другой стороны, позитивно сказываются на снижении уровня коррупции;
к) профессионализм – антикоррупционное просвещение и популяризация осуществляются с использованием современных технологий и методик лицами, обладающими необходимым уровнем профессиональных знаний, навыков и опыта в области противодействия коррупции;
л) доступность – возможность участия в антикоррупционных мероприятиях предоставляется всем категориям лиц, в отношении которых они осуществляются;
м) наглядность – предполагает использование конкретных примеров и практик;
н) понятность – материал, представляемый в рамках антикоррупционного просвещения и популяризации, доступен для восприятия и усвоения.
II. Содержание антикоррупционного просвещения и популяризации
Субъекты антикоррупционного просвещения и популяризации
15. Антикоррупционное просвещение и популяризация реализуются через комплекс мероприятий, координатором организации и проведения которыхцелесообразно определить антикоррупционную структуру с учетом имеющихся у нее полномочий.
Вместе с тем ответственным за реализацию отдельных антикоррупционных мероприятий может быть определен иной орган (организация), в том числе органы и организации, ответственные за реализацию политики в сфере образования и науки, органы (организации), осуществляющие просветительскую деятельность, органы (организации), уполномоченные в сфере печати, массовых коммуникаций и СМИ. Например, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также органы (организации), осуществляющие просветительскую деятельность, могут быть определены ответственными за реализацию антикоррупционных мероприятий в отношении релевантной группы адресатов.
При реализации данных мероприятий также возможно привлекать иные структурные подразделения органа (организации), в том числе обладающие опытом подготовки презентационных и иных материалов.
16. Ключевое значение для достижения целей антикоррупционного просвещения и популяризации имеет необходимый уровень профессиональных знаний, навыков и опыта в области противодействия коррупции лица, осуществляющего данную деятельность.
Рекомендуется (при наличии возможности) из числа, в частности, сотрудников антикоррупционной структуры определить с учетом локальной специализации ответственного сотрудника (ответственных сотрудников), на которого (на которых) возложить функции, связанные с организацией и осуществлением антикоррупционного просвещения и популяризации.
Руководителю органа (организации) целесообразно обеспечить регулярное повышение квалификации такого сотрудника (таких сотрудников)по дополнительной профессиональной программе по релевантным вопросам (например, навыкам проектной работы, подготовки презентаций, публичных выступлений и проч.).
17. Антикоррупционное просвещение и популяризацию необходимо организовывать с учетом имеющейся иерархической структуры.
Например, при наличии у федерального государственного органа территориальных органов и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед таким органом, на центральный аппарат этого органа целесообразно возложить координирующую и контролирующую функции, а также организацию и проведение мероприятий по антикоррупционному просвещению.
В субъектах РФ такая работа может быть централизована на уровне регионального антикоррупционного органа, который обеспечит в пределах своей компетенции организацию антикоррупционного просвещения, а также осуществление контроля за его организацией в государственных учреждениях субъекта РФ .
При этом региональным антикоррупционным органам следует осуществлять антикоррупционные мероприятия с учетом рекомендаций (при их наличии), разрабатываемых соответствующей комиссией по координации работы по противодействию коррупции в субъекте РФ . Как следствие, результаты соответствующей работы могут быть рассмотрены на заседании указанной комиссии.
18. Координирующая функция предполагает, что центральный аппарат федерального государственного органа (региональный антикоррупционный орган) может определять основные цели и задачи антикоррупционных мероприятий в контролируемых (координируемых) органах (организациях), быть ответственным за организацию подобных мероприятий и (или) за обеспечение необходимыми ресурсами и материалами сотрудников антикоррупционных структур, ответственных за организацию и осуществление антикоррупционных мероприятий в контролируемых (координируемых) органах (организациях), включая оказание консультативной и иной поддержки, а также проводить мониторинги и оценку эффективности соответствующих мероприятий и осуществлять иные действия, направленные на обеспечение единства подходов.
Рисунок. Иерархический подход
Центральный аппарат федерального государственного органа (региональный антикоррупционный орган) может проводить, например, выездные мероприятия (мероприятия в формате видео-конференц-связи) для антикоррупционных структур, в отношении которых осуществляется контролирующая (координирующая) функция, в целях профессионального развития сотрудников и передачи опыта по осуществлению антикоррупционного просвещения и популяризации. Подобные мероприятия могут проводиться, например, с привлечением представителей органов прокуратуры РФ (иных заинтересованных органов публичной власти), а также представителей некоммерческих организаций, уставная деятельность которых связана с противодействием коррупции, и представителей иных заинтересованных организаций .
19. Наряду с мероприятиями по профессиональному развитию, осуществляемыми соответственно центральным аппаратом федерального государственного органа, региональным антикоррупционным органом или организацией, рекомендуется осуществлять:
а) масштабирование положительного опыта контролируемых (координируемых) органов (организаций) (например, когда положительный пример осуществления антикоррупционного просвещения и популяризации территориального органа федерального государственного органа распространяется на всю систему федерального государственного органа);
б) обмен опытом, организация стажировок сотрудников антикоррупционных структур по вопросам осуществления антикоррупционного просвещенияи популяризации (например, в рамках стажировок сотрудников органов местного самоуправления в региональном антикоррупционном органе);
в) формирование связей между ответственными должностными лицами (создание профессионального сообщества). С учетом этого центральному аппарату федерального государственного органа (региональному антикоррупционному органу) рекомендуется регулярно (например, один раз в год) организовывать очное просвещение ответственных должностных лиц контролируемых (координируемых) органов (организаций).
Лица, в отношении которых осуществляются антикоррупционное просвещение и популяризация
20. Эффективное антикоррупционное просвещение и популяризация предполагают адресность, т.е. направленность на конкретную категорию лиц, в отношении которых они осуществляются (далее – адресаты).
В связи с этим при организации антикоррупционных мероприятий субъектам антикоррупционного просвещения и популяризации в первую очередь необходимо определить категорию и группу адресатов.
Антикоррупционное просвещение и популяризация могут осуществляться в отношении:
а) широкой группы адресатов, не всегда идентифицируемой (например, граждане);
б) узкойгруппы адресатов, состоящей из лиц, объединенных общим признаком (представители предпринимательского сообщества, обучающиеся, должностные лица и т.д.);
в) конкретного лица (персональное просвещение).
21. Адресаты также могут быть разделены на следующие категории:
а) внутренние – сотрудники органов (организаций), в том числе сотрудники антикоррупционных структур, в отношении которых центральным аппаратом федерального государственного органа (региональным антикоррупционным органом) осуществляется контролирующая (координирующая) функция;
б) внешние – лица, не являющиеся сотрудниками соответствующих органов (организаций).
Таблица. Примеры категорий и групп адресатов
антикоррупционного просвещения и популяризации
Категория
Группа Внутренняя Внешняя
Широкая Все сотрудники организации Жители субъекта РФ
Узкая Сотрудники, замещающие руководящие должности Студенты образовательной организации высшего образования
Персональная Сотрудник организации Гражданин на личном приеме
22. Мероприятия по антикоррупционному просвещению и популяризации формируются исходя из их адаптации под адресатов с учетом широты целевой группы, ее категории, культурных, ценностных и иных особенностей (социальный статус, возраст, уровень образования, сфера деятельности и т.д.).
23. Деятельность по предупреждению коррупции в органах (организациях) основывается на ранжировании рисков . Таким образом, антикоррупционное просвещение и популяризация в органах (организациях), направленные на внутренних адресатов, могут осуществляться с учетом указанных категорий и групп в отношении, например:
а) руководящего состава с акцентом на важность демонстрации приверженности соблюдению антикоррупционных стандартов своим подчиненным, а также с акцентом на отдельные антикоррупционные стандарты (например, требование о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, в том числе в отношении подчиненных) (антикоррупционное просвещение);
б) всех сотрудников – преимущественно общие просветительские мероприятия, на которых освещаются вопросы соблюдения антикоррупционных стандартов, ответственности за их несоблюдение и т.д. (антикоррупционное просвещение);
в) лиц, назначаемых на должности, – с общей информацией о нормативных правовых актах РФ в области противодействия коррупции и об антикоррупционных стандартах (особое внимание целесообразно уделить лицам, впервые назначаемым на должности, замещение которых связано с коррупционными рисками) (антикоррупционное просвещение);
г) сотрудников, замещающих (занимающих) должности, связанные с наиболее высокими коррупционными рисками , – как мероприятия, в рамках которых освещаются вопросы, связанные с обязанностью соблюдения такими сотрудниками антикоррупционных стандартов и ответственностью за их несоблюдение (антикоррупционное просвещение), так и мероприятия, на которых происходит практическое применение полученных знаний (например, в рамках деловых игр) (популяризация);
д) сотрудников структурного подразделения органа (организации), которое ответственно за реализацию функций, связанных со специфичными коррупционными рисками (например, подразделения, осуществляющего закупку товаров, работ, услуг), – с акцентом на вопросы соблюдения антикоррупционных стандартов с учетом специфики деятельности подразделения.
24. Антикоррупционное просвещение и популяризация в отношении внешней категории адресатов может осуществляться с учетом следующих подходов:
а) антикоррупционная структура совместно с профильным органом (организацией) или его структурным подразделением осуществляет антикоррупционное просвещение и популяризацию в отношении граждан, непосредственно взаимодействующих с такими органами (организациями), например, в формате стенда и памяток о допустимом (недопустимом) поведении при взаимодействии с должностными лицами и с информацией о том, куда и как можно сообщить о фактах коррупции ("горячая линия", телефон доверия) (антикоррупционное просвещение);
б) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ", с привлечением при наличии соответствующих оснований и в пределах установленной компетенции антикоррупционных структур (заинтересованных органов (организаций) осуществляют просветительскую деятельность в отношении более широкой группы граждан (например, граждан, проживающих на конкретной территории), например,в формате инициирования конкурса по антикоррупционной тематикедля обучающихся (популяризация);
в) СМИ с привлечением при наличии соответствующих основанийи в пределах установленной компетенции антикоррупционных структур (заинтересованных органов (организаций) осуществляют антикоррупционное просвещение и популяризацию также в отношении широкой группы граждан, например, в формате социальной антикоррупционной рекламы, тематических антикоррупционных выпусков передач по теле- или радиовещанию, статейв печатных СМИ (антикоррупционное просвещение).
25. При антикоррупционном просвещении и популяризации в отношении внешних адресатов также может быть подготовлено специальное антикоррупционное мероприятие с учетом группы внешнего адресата, например:
а) для представителей предпринимательского сообщества – разъяснение положений статьи 133 Федерального закона от 25.12.2008№ 273-ФЗ "О противодействии коррупции", направление информации об уполномоченных органах (организациях), в том числе органах, в которые можно обратиться с сообщением о возможном факте коррупции (антикоррупционное просвещение); возможность участия в антикоррупционной работе, например, в деятельности коллегиальных органов, на заседаниях которых рассматриваются вопросы противодействия коррупции в бизнесе (популяризация);
б) для обучающихся – информирование о коррупции как негативном явлении (природа, причины, способы противодействия и другие общие положения), о гражданской ответственности и возможностях участия в противодействии коррупции (антикоррупционное просвещение); проведение антикоррупционных конкурсов (как творческих, так и научных) или уведомление о проведении таких конкурсов иными органами (организациями) (популяризация).
26. В отношении персональной группы адресатов преимущественно следует осуществлять персональное антикоррупционное просвещение. Такое просвещение предпочтительно в органах (организациях) с небольшим штатом сотрудников или в случае, когда названный формат работы сложился с учетом имеющихся обстоятельств или условий (например, в случае поступления от адресата запроса), например:
а) проведение индивидуального консультирования (в частности, по вопросам, касающимся представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, возможности возникновения конфликта интересов, персональной ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов и т.д.);
б) осуществление точечной рассылки на адрес электронной почты информации по конкретному вопросу, связанному с противодействием коррупции;
в) организация канала для рабочего взаимодействия в индивидуальном порядке;
г) организация беседы разъяснительного характера.
Подготовка и содержание антикоррупционных мероприятий
27. В рамках антикоррупционного просвещения и популяризации важное значение имеет надлежащий выбор форм, способов и средств проведения антикоррупционных мероприятий, основывающийся на учете характеристик различных групп и категорий адресатов и имеющихся ресурсов.
28. Информация, передаваемая в ходе антикоррупционных мероприятий, может относиться к одной из следующих категорий:
а) общая – характеризуется обобщенным тезисом о том, что коррупция является негативным явлением ;
б) контекстуальная– в отличие от общей информации характеризуется определенной спецификацией (контекстом), учитывающей особенности адресата антикоррупционного мероприятия ;
в) чувствительная – затрагивает конкретные проблемы коррупции и акцентирует внимание на эмоциональной составляющей.
29. Информация, предоставляемая в ходе антикоррупционного мероприятия, может характеризоваться как негативная (например, подчеркивается ущерб от коррупции) или позитивная (например, освещаются успехи в противодействии коррупции, положительные примеры антикоррупционного поведения).
30. Тематика антикоррупционного мероприятия может быть посвящена:
а) рассмотрению вопросов государственной политики в области противодействия коррупции;
б) информированию об основных направлениях деятельности по противодействию коррупции, включая антикоррупционные стандарты;
в) рассмотрению вопросов ответственности за коррупционные правонарушения (обсуждение реальных ситуаций, релевантной судебной практики, в том числе случаев применения уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности);
г) разъяснению порядка действий при выявлении возможного коррупционного правонарушения;
д) формированию понимания "границ" правомерного и неправомерного (коррупционного) поведения;
е) формированию нетерпимости к коррупционному поведению.
31. Антикоррупционные мероприятия, направленные на антикоррупционное просвещение, могут проводиться в форме:
а) размещения социальной антикоррупционной рекламы или распространения образовательных материалов (видеоролики, образовательные курсы, плакаты, буклеты, памятки, в том числе с кратким изложением антикоррупционных стандартов и т.д.);
б) информационной поддержки некоммерческих организаций, уставная деятельность которых связана с противодействием коррупции, образовательных организаций, участвующих в научно-методическом обеспечении противодействия коррупции (в том числе в формате соглашения);
в) совещаний, включая выездные, семинаров, вебинаров (с последующим размещением), конференций, круглых столов, открытых уроков, и т.д., в том числе приуроченных к определенным датам (например, к Международному дню борьбы с коррупцией), как самостоятельно, так и с привлечением экспертов;
г) информационной рассылки, например, в форме буклета или обзора (например, на адреса электронной почты сотрудников органов (организаций), заставки на экранах рабочих компьютеров);
д) информирования о проводимых антикоррупционных мероприятиях (например, о Международном молодежном конкурсе социальной антикоррупционной рекламы "Вместе против коррупции!", о Всероссийской интерактивной акции, приуроченной к Международному дню борьбы с коррупцией);
е) ведения тематической антикоррупционной страницы на интернет-платформе;
ж) ведения информационного стенда в органе (организации), размещенного
в общедоступных местах;
з) ведения подраздела, посвященного вопросам противодействия коррупции,
на официальном сайте органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
и) личного приема;
к) брифингов (на которые могут быть приглашены, например, представители СМИ);
л) информирования о различных каналах получения информации ("горячая линия", телефон доверия, электронная приемная), по которым граждане могут конфиденциально, не опасаясь преследования, сообщать о возможных коррупционных правонарушениях;
м) тематических выпусков (рубрик) в СМИ (включая рубрику в печатных СМИ, теле- или радиопередачу, "подкаст" и проч.);
н) организации научно-практической конференции;
о) информационного канала в социальных сетях;
п) дополнительного профессионального образования;
р) индивидуальных инструктажей (при приеме, прохождении, увольнении);
с) самостоятельного изучения образовательных материалов.
32. В свою очередь, антикоррупционные мероприятия, направленные на популяризацию, могу проводиться в форме:
а) вовлечения в разработку и продвижение социальной антикоррупционной рекламы или распространения образовательных материалов (видеоролики, образовательные курсы, плакаты, буклеты, памятки, в том числе с призывом (агитацией) участвовать в противодействии коррупции);
б) тренингов, деловых игр, мастер-классов, конкурсов, олимпиад;
в) стажировок и обмена опытом;
г) игрофицированного дистанционного обучения;
д) игры (например, настольная игра, компьютерная игра, ролевая игра, кроссворд, антикоррупционный диктант, квиз, квест).
Учитывая взаимосвязь и взаимозависимость антикоррупционного просвещения
и популяризации, выделение форм проведения антикоррупционных мероприятий
в пунктах 31 и 32 настоящих Методических рекомендаций имеет условный характер.
33. Важно, чтобы сотрудник, реализующий конкретное антикоррупционное мероприятие, обладал общей и специальной компетенциями.
34. Общие компетенции предполагают знания, умения и навыки, необходимые для организации и проведения антикоррупционных мероприятий в различных формах. К числу таких компетенций можно отнести:
а) знания основных дидактических приемов, в том числе связанных с обеспечением доступности восприятия информации конкретной аудиторией;
б) умения использовать коммуникативно-речевые приемы (авансирование, диалогизация, постановка риторических вопросов и пр.) для захвата и удержания внимания слушателей;
в) навыки работы с современным программным обеспечением в целях подготовки презентаций и раздаточных материалов, видеороликов, графических изображений и др.
35. Специальные компетенции предполагают предметные знания в области теории и практики антикоррупционной деятельности, а также умения и навыки квалификации коррупционных правонарушений и обеспечения соблюдения антикоррупционных стандартов. К числу таких компетенций можно отнести:
а) знания положений действующего антикоррупционного законодательства РФ и актуальной практики его применения, методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, подготовленные уполномоченными органами;
б) умения выявлять коррупциогенные факторы в положениях проектируемых
и действующих нормативных правовых актов, а также предлагать способыих устранения;
в) навыки разграничения смежных антикоррупционных категорий (например, "подарок" и "взятка") и др.
36. Субъектам антикоррупционного просвещения и популяризации рекомендуется на регулярной основе принимать участие в мероприятиях по профессиональному развитию с целью повышения своей квалификации, в частности, общих и (или) специальных компетенций, необходимых для проведения конкретных антикоррупционных мероприятий (в том числе в рамках дополнительного профессионального образования).
37. Формы антикоррупционных мероприятий адаптируются под адресата. Например, для:
а) внешней широкой группы оптимальной формой антикоррупционного мероприятия могут быть антикоррупционный ролик, антикоррупционные плакаты, размещаемые в общественных местах (например, в транспорте), на стендах, рекламных конструкциях (щитах), в социальных сетях, на иных интернет-платформах, в СМИ;
б) внешней узкой группы (например, обучающиеся) – открытая лекция, тематический классный час, антикоррупционная игра;
в) внешнего персонального адресата (например, посетители органов (организаций) – антикоррупционный стенд, на котором размещается информация о противодействии коррупции, об ответственности за коррупционные правонарушения, о том, куда и как можно сообщить о фактах коррупции (например, "горячая линия", телефон доверия); дополнительно могут быть размещены листовки и (или) буклеты по антикоррупционной тематике (при этом целесообразно учитывать, что наиболее эффективными являются узконаправленные лаконичные сообщения, обращенные к целевой аудитории);
г) внутренней широкой группы (сотрудники соответствующего органа (организации) – совещания (круглые столы), в том числе в формате "вопрос-ответ", рассылка антикоррупционных сообщений (в том числе в виде видеороликов, презентаций ) по электронной почте, размещение антикоррупционных стендов, плакатов в общедоступных местах; аналогично для внутренней узкой группы, но с учетом специфики ее состава (при этом антикоррупционной структурой центрального аппарата федерального государственного органа (регионального антикоррупционного органа) может быть разработан единый (типовой) набор информационных материалов, который в наглядной форме будет доводить до адресатов соответствующую информацию);
д) внутреннего персонального адресата – индивидуальная консультация.
Адаптация на примере антикоррупционного диктанта.
При проведении антикоррупционного диктанта для внешней широкой группы (граждан) нецелесообразно задавать узкоспециализированные вопросы (например, вопросы, касающиеся знания конкретной нумерации статей Уголовного кодекса РФ), поскольку внешней широкой группе (гражданам) важнов целом знать о том, что коррупционное поведение является недопустимым.
Узкоспециализированные вопросы целесообразно давать лицам, которые являются экспертами в области права в целом или в противодействии коррупции в частности.
38. Если передаваемая информация понятна, в таком случае она будет способствовать быстрому осознанию основного информационного посыла, заинтересовывать адресата. В связи с этим рекомендуется использовать аудиовизуальные материалы.
Для аудиовизуальных материалов предполагаются общие принципы и правила их создания и демонстрации. Например, при подготовке электронной презентации
не следует создавать слайды, содержащие исключительно текст или изобилующие длинными и сложными формулировками, – рекомендуется излагать материал тезисно, простыми словами. Целесообразно также активно использовать наглядные формы подачи информации – диаграммы, таблицы, графики и иные способы визуализации и структурирования информации. Кроме того, необходимо соблюдать технические правила оформления слайда, в частности: не размещать текст и иные материалы вплотную к краям слайда, не использовать много различных шрифтов, а также не применять "сливающиеся" цвета (например, светло-желтый текст на белом фоне).
Текст памяток формулируется простым и понятным языком, шрифт используется крупный, четкий, привлекающий внимание; желательно включить в памятку красочную, запоминающуюся иллюстрацию; для того, чтобы материал, изложенный в памятке, вызывал доверие, недопустимо наличие в тексте фактологических и грамматических ошибок; оформление памятки рекомендуется подготавливать с учетом особенностей восприятия целевой аудитории; не рекомендуется включать в памятку материалы, не относящиеся к теме и (или) отвлекающие внимание адресата от основной проблематики.
39. Вместе с тем важно учитывать индивидуальные особенности восприятия информации в определенном формате (например, в виде текста), в связис чем целесообразно реализовывать антикоррупционные мероприятия в нескольких форматах, обеспечивая широкий охват.
40. Аспекты, которые необходимо принимать во внимание при подготовке антикоррупционного мероприятия:
а) целесообразно с осторожностью использовать тезисы, содержащие негативную информацию, поскольку это может сформировать некорректное представление о коррупции как о неизбежном явлении;
б) избегать общих тезисов, не подкрепленных фактическими данными, так как они могут не найти отклик у адресатов;
в) целесообразно привлекать к антикоррупционным мероприятиям лидеров общественного мнения, представителей авторитетных научных и иных организаций;
г) рекомендуется использовать фактические данные, в частности, демонстрирующие эффективные направления противодействия коррупции;
д) рекомендуется комбинировать формы антикоррупционных мероприятий
(например, совещание сопровождать предоставлением материалов (буклетов
или памяток) и электронной презентацией в целях удержания внимания слушателей и эффективного восприятия ими материала);
е) предпочтительно использовать модульный подход (например, короткие тематические ролики).
41. При осуществлении антикоррупционного просвещения и популяризации целесообразно ознакомиться с текущими актуальными методиками и практиками образования и просвещения.
Так, примером одной из актуальных практик в части популяризации может являться разумное использование в антикоррупционных мероприятиях инструментов игрофикации, предполагающей применение игровых элементов и техник (рейтинги, конкурсы, игровые достижения, значки, и т.д.). Например, когда за прохождение антикоррупционного теста с определенным результатом предоставляется "игровая награда". Допускается также применение интерактивных электронных курсов с антикоррупционным нарративом, выбором решений и т.д.
При этом важно критически относиться к выбору формы антикоррупционного мероприятия. Так, игрофикация может быть связана со стрессом, социальной перегрузкой и напряжением. В указанных обстоятельствах важно не перегрузить адресатов инструментами игрофикации.
III. Организация работы по антикоррупционному просвещению и популяризации
42. Антикоррупционное просвещение и популяризацию целесообразно проводить на плановой основе.
План (программу) антикоррупционного просвещения и популяризации целесообразно интегрировать в соответствующий план по противодействию коррупции органа (организации) или антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) субъектов РФ.
Примером планирования антикоррупционного просвещения на федеральном уровне являются:
программа по антикоррупционному просвещению населения на 2021 – 2024 годы, утвержденная распоряжением Министерства науки и высшего образования РФ от 14.12.2021 № 475-р "Об утверждении программы по антикоррупционному просвещению населения на 2021 – 2024 годы";план просветительских мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям,
в том числе на повышение эффективности антикоррупционного просвещения,
на 2019 – 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.12.2018 № 2884-р.
К формированию планов (программ) антикоррупционного просвещения
и популяризации для включения соответствующих мероприятий целесообразно привлекать органы публичной власти, в частности, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного управления, осуществляющие управление в сфере образования, органы (организации), осуществляющие просветительскую деятельность, органы, уполномоченные в сфере печати, массовых коммуникаций и СМИ.
43. Важным аспектом планирования является определение требуемых ресурсов и имеющихся возможностей организаторов антикоррупционных мероприятий, что позволит заблаговременно предусмотреть выделение необходимых ресурсов.
При планировании важно определить возможные формы и содержание антикоррупционных мероприятий на плановый период, а также сроки (периодичность) их проведения.
При этом время проведения антикоррупционных мероприятий следует определять с таким расчетом, чтобы участие в них не препятствовало осуществлению адресатом основной деятельности.
При планировании антикоррупционных мероприятий возможно руководствоваться в применимой части Методическими рекомендациями по вопросам формирования и оценки реализации плана по противодействию коррупции федерального органа исполнительной власти .
44. При выборе содержания антикоррупционных мероприятий важно осуществить анализ текущей ситуации.
Так, при определении содержания антикоррупционного мероприятия для внутренних адресатов (сотрудников органов (организаций) целесообразно обратить внимание на соблюдение сотрудниками процедуры представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, на ошибки, неточности, несоответствия, выявленные по результатам декларационной кампании; на иные выявленные факты несоблюдения антикоррупционных стандартов; на информацию о коррупционных правонарушениях, поступившуюв том числе из других органов (организаций), от граждан и т.д.
Также следует учитывать отсутствие в органе (организации) практики функционирования конкретных антикоррупционных стандартов, поскольку это может свидетельствовать об отсутствии у сотрудников знаний о соответствующем антикоррупционном стандарте. Например, в рамках соответствующего анализа может быть установлено, что зачастую не подаются уведомления об иной оплачиваемой работе, в связи с чем потребуется запланировать мероприятие, посвященное детальному рассмотрению именно этого антикоррупционного стандарта.
45. Антикоррупционная структура посредством тестирования (опроса) сотрудников, в том числе анонимного, может выявить проблемы, которые нуждаются в дополнительном обсуждении.
Также с учетом выявленных проблем антикоррупционная структура может приоритизировать те или иные антикоррупционные мероприятия.
46. Кроме того, рекомендуется предусмотреть мероприятия, проводимые на периодической основе, среди которых одним из наиболее важных является совещание в рамках предстоящей декларационной кампании. Совещание целесообразно проводить ежегодно в начале такой кампании.
47. Одновременно с этим следует принимать во внимание, что некоторые мероприятия могут носить внеплановый, ситуативный характер. Так, в случае изменения нормативно-правового регулирования может возникнуть необходимость ознакомления с соответствующими новациями.
Такие мероприятия следует проводить по мере необходимости и в разумный срок с учетом значимости и срочности информации. Целесообразно заблаговременно продумать ответы на вопросы, которые могут возникнуть у сотрудников в связи с изменениями в регулировании, а также при необходимости подготовить примеры применения на практике тех или иных норм.
При наличии иерархической системы целесообразно организовать работу таким образом, чтобы в первую очередь центральный аппарат федерального государственного органа (региональный антикоррупционный орган) проинформировал об изменениях в нормативно-правовом регулировании (например, в рамках совещания) антикоррупционные структуры, в отношении которых ими осуществляется контролирующая (координирующая) функция и которые затем доведут эту информацию непосредственно до сведения сотрудников.
48. В качестве контроля за осуществлением антикоррупционного просвещения и популяризации целесообразно осуществить оценку эффективности проведенных мероприятий, которая также предусматривается при планировании.
Так, по итогам реализации, например, ряда тематических антикоррупционных мероприятий (совещания, семинары, круглые столы), информационных рассылок, дистанционного обучения и дополнительного профессионального образования целесообразно осуществить оценку посредством проведения тестирования (опроса), в том числе анонимного. В тестирование стоит включать не только вопросы на знание нормативных правовых актов РФ в области противодействия коррупции, но и вопросы, связанные с конкретными ситуациями и выбором корректных вариантов их разрешения. Отдельные вопросы могут быть открытыми, то есть предполагать самостоятельное указание сотрудником ответа, а не выбор одного из вариантов ответа.
Итоги тестирования (опроса) следует сопоставить с измеримыми показателями, достижение которых предполагалось на этапе планирования мероприятий, и при необходимости скорректировать планы (программы) антикоррупционного просвещения и популяризации на дальнейший период (периоды).
49. При подготовке и проведении антикоррупционных мероприятий для внешней широкой группы могут быть использованы данные социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах РФ или применены иные технологии, направленные на выявление тенденций в вопросах антикоррупционного просвещения и популяризации, в том числе посредством коротких тестов (опросов) на официальных сайтах органов (организаций) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В рамках оценки эффективности подобного рода проведенных антикоррупционных мероприятий, как правило, оценивается готовность к правомерному (антикоррупционному) поведению, степень нетерпимости к коррупционному поведению.
50. Результаты осуществления антикоррупционных мероприятий за год рекомендуется рассматривать на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (комиссии
по координации работы по противодействию коррупции в субъекте РФ) и учитывать их при последующем планировании.
18.11.2025
Всероссийский опрос
Информирую о том, что в период с 1 по 28 ноября 2025 года Банк России проводит всероссийский опрос, направленный на определение степени удовлетворенности населения уровнем безопасности финансовых услуг, оказываемых организациями кредитно-финансовой сферы (далее – опрос).Также письмо Отделения по Тюменской области Центрального Банка России размещено на едином официальном сайте Департамента региональной безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в разделе «ОСТОРОЖНО, МОШЕННИКИ!» во вкладке «Информационные письма» по ссылке: https://deprb.admhmao.ru/profilaktika-moshennichestva/.
Опрос можно пройти по ссылке: http://www.cbr.ru/information_security/anketa/ .
09.10.2025
ВНИМАНИЕ ОПРОС!
Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент) на Платформе
обратной связи проводит следующие региональные опросы:
Опрос об уровне удовлетворенности услугами в сфере ЖКХ (началом отопительного сезона), ссылка: https://pos.gosuslugi.ru/lkp/polls/546482
Опрос по оценке качества работы с обращениями граждан в Департаменте жилищно-коммунального комплекса и энергетики за период с 01.07.2025 до 31.12.2025, ссылка: https://pos.gosuslugi.ru/lkp/polls/546241
В социальных сетях: ВКонтакте: (https://vk.com/depjkk86%20); Телеграм: (https://t.me/depjkk86).
24.09.2025
Разработанный в компании программный комплекс АИС «Торум» обеспечивает точность расчетов для полутора миллионов потребителей ЖКУ
24.09.2025
Проверенные алгоритмы работы с населением в сфере ЖКХ, реализованные на базе
программного комплекса АО «Газпром энергосбыт Тюмень», позволили добиться
увеличения показателя собираемости платежей за потребленную электроэнергию
практически до 100 %. На сегодняшний день собственная разработка является одним
из преимуществ компании на рынке услуг расчетно-кассового обслуживания (РКО).
Цифровая экосистема на базе ПО АИС «Торум» позволяет обеспечивать полный цикл
работы с потребителями электроэнергии и иных коммунальных услуг: автоматизацию
расчетов за ЖКУ, ведение учета и распределение платежей, абонентское обслуживание
потребителей, досудебное взыскание, судебное истребование задолженности. Также
программный комплекс формирует единое информационное пространство, которое
объединяет дистанционные сервисы для всех категорий клиентов, включая физических лиц
и заказчиков РКО.
«Наш программный продукт имеет модульную структуру и может адаптироваться под
разные запросы и потребности заказчика. Автоматизация расчетов с гражданами,
работы с должниками, очного и заочного абонентского обслуживания… Надежные
алгоритмы ПО позволяют минимизировать влияние человеческого фактора, – рассказал
заместитель генерального директора – директор филиала АО «Газпром энергосбыт
Тюмень» Александр Левченко. – Кроме того, автоматизация позволяет оперативно
обрабатывать большое количество данных, в нашем случае – это обеспечение точности
расчетов для полутора миллионов потребителей электрической энергии и иных
коммунальных услуг в ХМАО-Югре, ЯНАО, Тюменской области и в Брянской области – для
компании, операционной деятельностью которой управляет АО «Газпром энергосбыт
Тюмень».
Среди других преимуществ компании на рынке – солидный опыт в части предоставления
данного вида услуг, современная сеть клиентских офисов, обеспечивающих высокие
стандарты качества очного обслуживания потребителей,
передовые сервисы
интерактивного обслуживания; интеграция с ГИС ЖКХ, обширная сеть приема платежей и
другие. Также компания предлагает заказчикам РКО воспользоваться практиками единой
технологии истребования дебиторской задолженности. Подробная информация об услуге –
на официальном сайте gesbt.ru в разделе «Эффективное взыскание задолженности» для
юридических лиц.
Управление по связям с общественностью и работе со СМИ
info@energosales.ru
24.09.2025
Телефонные номера горячих линий по отбору граждан на военную службу по контракту
- «Колл-центра» Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
8 (800) 301-68-88 (с 09.00 до 21.00);
- Военного комиссариата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
8 (3467) 39-70-70, 8 (3467) 39-70-50 (круглосуточно);
- Пункта отбора на военную службу по контракту (3 разряда)
г. Ханты-Мансийск 8 (3467) 35-33-73 (круглосуточно).
15.09.2025
«Киловатты впечатлений»
15.09.2025
12.09.2025 «Теперь мой чайник закипает быстрее». Что пишут участники марафона отзывов «Киловатты впечатлений» о работе компании «Газпром энергосбыт Тюмень»?
Меньше месяца осталось до завершения марафона отзывов «Киловатты впечатлений», который энергосбытовая компания в год своего 20-летия проводит среди клиентов трех регионов – ХМАО-Югры, ЯНАО и Тюменской области. За 63 дня акции мнение о работе контактного центра и клиентских офисов выразили 1076 потребителей.
По количеству отзывов в сервисах «2ГИС» и «Яндекс Карты» по-прежнему лидируют города Тюмень и Сургут. Впечатлениями делятся также жители небольших и отдаленных населенных пунктов. Участники отмечают приветливость и отзывчивость операторов, благодарят за внимательность, искреннее желание помочь разобраться в проблеме.
«Девочки-операторы очень дружелюбные, с невероятной выдержкой. Был один товарищ дотошный, я бы уже закипела, а девочки очень профессионально улыбались», – пишет Оксана из Тюмени.
Для многих марафон стал поводом публично выразить благодарность конкретному сотруднику.
«Хочу выделить Светлану Петровну за ее доброе сердце и желание помочь всем. Хороших вам клиентов», – благодарит сотрудника компании Оксана из Ишима.
Приятно за сотрудников, работа которых вызывает желание писать такие послания. Ведь зачастую пользователи Интернета готовы потратить ценное время на размещение возмущенного комментария, но вряд ли найдут минутку, чтобы похвалить за качественно оказанную услугу. В процессе эволюции человеческий мозг сформировал так называемую негативную предвзятость: мы воспринимаем неприятные события сильнее, дольше о них помним и чаще обсуждаем. Однако, не все готовы мириться с таким положением вещей. Например, Марина из Тюмени так поэтично описала процесс взаимодействия с компанией:
«Здесь вас ждет увлекательное путешествие по сказочному миру электричества. Улыбчивые сотрудники, оперативно решающие любые энергетические головоломки. И светлое будущее, наполненное стабильностью и теплом. Спасибо вам за вашу работу, теперь мой чайник закипает быстрее, чем моя утренняя чашечка кофе остывает!»
Гарантирующий поставщик заинтересован и в конструктивной критике. В числе замечаний – недовольство случаем длительного ожидания ответа оператора по телефону, предложение сократить время очного обслуживания каждого клиента, желание получать уведомления о плановых отключениях электроэнергии.
Ориентация на конкретные запросы – не просто вежливое обслуживание, а целая философия, которая ставит пользователя в центр всех бизнес-процессов компании. Среди участников марафона немало сторонников технологического прогресса, отмечающих удобство и интуитивно понятный интерфейс интерактивных сервисов.
«Подсказали, как подать заявление через личный кабинет. Оказывается, это так удобно! Теперь не надо отпрашиваться с работы, чтобы решить свои вопросы», – поделилась радостью Наталья из Тюмени.
Подробный анализ клиентского опыта поможет составить актуальный портрет конечного потребителя, а значит – сделать жизнь множества людей удобнее. Ведь за каждым отзывом – конкретный случай, даже если он написан от лица Джеймса Бонда. Так представился один из участников марафона.
Поделиться своими впечатлениями можно до 10 октября. Подробные условия марафона отзывов размещены на сайте gesbt.ru в разделе «Акции», на страницах компании в соцсетях «ВКонтакте», «Одноклассниках», «Телеграм». 21 октября организаторы объявят имена 90 победителей розыгрыша, которые получат по 500 кВт*ч в денежном эквиваленте.
Управление по связям с общественностью и работе со СМИ
Тел.: (3462) 77-77-77 (доб. 145-22)
Марина Михедова
info@energosales.ru
www.gesbt.ru
12.09.2025
Предотвращения вовлечения жителей, в частности молодого поколения в террористическую деятельность и иные виды противоправной деятельности, направленные на общественную дестабилизацию о формах и методах деятельности украинских и иных иностранных спецслужб
1. Схема деятельности.
Сотрудники украинских и иных иностранных спецслужб создаютв сети Телеграмм каналы, которые занимаются сбором данных из открытых источников.Пользователи вовлекаются в игровые задания,под прикрытием которых ведётся сбор разведданных и вербовка пользователей.
Пользователю предлагают ответить на обычные вопросы и незаметно для отвечающего раскрываю его личную информацию. Дальшек работе подключаются специалисты, которые, основываясь на полученной информации, начинают вербовать человека. Чаще всего такой сбор информации маскируется под обычные квесты, когда пользователям предлагается зайти на какие-то ресурсы, найти определённую информацию, отгадать загадки и собрать ключи и т.д. Игровой формат сбивает пользователей с толку, они думают, что это безобидно,и не перепроверяют полученную информацию.
2. Метод разведки и вербовки молодёжи посредством игры.
В них задания тоже даются в интернете, а вот игровой платформой становится реальный мир. Несмотря на то, что всё происходящее преподносится как игра, в ней используются реальные номера телефонов, локации, даже вознаграждение победителю. Поначалу игрокам даются простые и как будто безобидные здания – например,сфотографироваться рядом с определённым зданием в городе или объектом оборонного комплекса и передать снимок организаторам.
По сути же, так участник неосознанно совершает преступление. После этого манипулировать им можно с помощью угроз и шантажа,а задания становятся, по сути, диверсиями.
3. Наиболее уязвимая категория граждан.
Вместе с тем наиболее уязвимая категория пользователей,на которых делают ставку спецслужбы, – это подростки. С учётомих интересов легко войти к ним в доверие и воспользоваться гибкостью подростковой психики. Сегодня для этого даже не нужно лично встречаться, как в классических фильмах про шпионов, достаточно создать телеграм-канал с привлекательным для подростков контентом.
Главное правило и защита от подобных манипуляций в интернете – перепроверка достоверности любой получаемой информации.
Например, можно поискать информацию о каком-то описываемомв телеграмм-канале мероприятии на официальном сайте организатора – действительно ли он проводит ту или иную игру, квест, конкурс и т.д.
В случае попытки вовлечения в противоправную деятельность следует сообщить об этом оперативным службам (необходимо указать номера телефонов в населенном пункте куда необходимо обратиться).
В случае провокации со стороны злоумышленников, сделать скриншот переписки и передать информацию в правоохранительные органы.
4. Ответственность за совершенные противоправные действия.
Статья 205 УК РФ (Террористический акт). Предусмотрено лишение свободы на срок от 10 до 20 лет, в некоторых случаях наказывается пожизненным лишением свободы.
Статья 205.1 УК РФпредусматривает ответственность за содействие террористической деятельности. Некоторые виды действий, которые попадают под действие статьи:
-склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение террористического акта, публичных призывов к осуществлению террористической деятельности, публичных оправданий терроризма или пропаганды терроризма, захвата заложника, организации незаконного вооружённого формирования или участия в нём, угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава;
-вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений;
-финансирование терроризма.
Наказание – лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафомв размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей либо в размере дохода осуждённого за период от 2 до 4 лет либо без штрафа, или пожизненное лишение свободы.
Если деяние совершено с использованием служебного положения, наказание – лишение свободы на срок от 10 до 20 лет со штрафомв размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей либо в размере дохода осуждённого за период от 3 до 5 лет либо без штрафа, или пожизненное лишение свободы.
Лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и еслив его действиях нет иного состава преступления.
26.08.2025
В ХМАО-Югре и ЯНАО – новый порядок обслуживания потребителей – юридических лиц АО «Газпром энергосбыт Тюмень»
25.08.2025
С 1 августа 2025 года контрагентыэнергосбытовой компании, осуществляющие свою деятельность на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, перешли на обслуживание в Единый расчетный центр юридических лиц Филиала АО «Газпром энергосбыт Тюмень» (далее – ЕРЦ ЮЛ).
О новом порядке обслуживания с указанием контактных данных нового персонального менеджера каждого потребителя, которого коснулись данные изменения, компания уведомила посредством электронной почты, указанной в договоре, и в Личном кабинете клиента – юридического лица.
При этом, изменение подразделения, ответственного за ведение договораэнергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), касаются внутренней структуры компании и никак не отразятся на потребителях. Контрагенты, как и прежде смогут обращаться в Центры обслуживания клиентов, осуществлять обмен документами с АО «Газпром энергосбыт Тюмень» посредством электронного документооборота, а также осуществлять взаимодействие по договору через Личный кабинет клиента – юридического лица, в котором доступны следующие функции:
• просмотр актуальной информации о начислениях, произведенных оплатах и текущей задолженности;
• получение информации об ограничениях режима потребления электроэнергии;
• онлайн-оплата электрической энергии и мощности;
• получение и распечатка копий актов сверки взаимных расчетов, УПД и счетов на оплату текущего потребления;
• передача показаний приборов учета электроэнергии;
• подача заявки на заключение/изменение/расторжение договора
• анализ потребления электрической энергии (мощности);
• подача заявления о замене/установке прибора учета электроэнергии.
Контактные данные подразделения ЕРЦ ЮЛ:
тел.: +7 (3452) 59-09-03
e-mail:erc@energosales.ru
Управление по связям с общественностью и работе со СМИ
Тел.: (3462) 77-77-77 (доб. 16-808)
Елена Семёнова
info@energosales.ru
www.gesbt.ru
Мы в соцсетях:
vk.com/gesbt.tyumen
https://ok.ru/gesbt.tyumen
https://t.me/gesbt
12.08.2025
«Киловатты впечатлений»
Больше 700 потребителей электроэнергии уже получили возможность выиграть500 кВт*ч на лицевой счет АО«Газпром энергосбыт Тюмень» продолжает марафон отзывов«Киловатты впечатлений», приуроченный к 20-летию компании.За месяц проведения акции гарантирующий поставщик получил обратную связь от 730 клиентов из трех регионов – ХМАО-Югры, ЯНАО и Тюменской области. По количеству отзывов в сервисах «2ГИС» или «Яндекс Карты» на сегодняшний день лидируют города Тюмень и Сургут. Абоненты делятся опытом взаимодействия с компанией: рассказывают о полезных консультациях специалистов контактного центра и оперативной помощи в решении вопросов, связанных с энергоснабжением. Отмечают удобство использования сервиса «Личный кабинет клиента» на сайте gesbt.ruи мобильного приложения «ГЭТ ЛКК 2.0». Другие делятся тем, что в центрах обслуживания клиентов очень комфортно и нет очередей.
– Мы рады, что именно «Газпром энергосбыт Тюмень» обслуживает нас. Все прозрачно и понятно в квитанциях об оплате, мобильное приложение очень удобно. В нем есть все, что нужно. Молодцы, так держать! – пишет Руслан из Лангепаса.
– Оформляла договор на оказание услуг в этом отделении после покупки квартиры. Впервые пришлось заниматься такими делами. Сотрудница была очень вежлива, абсолютно все мне объяснила, помогла с установкой приложения, авторизацией и рассказала, как правильно передавать показания счетчика, – делится Ирина из поселка Белый Яр Сургутского района.
Энергетики напоминают, что марафон отзывов «Киловатты впечатлений» продлится до 10 октября 2025 года. Чтобы принять участие в розыгрыше и выиграть 500 кВт*ч в денежном эквиваленте, нужно поставить оценку и оставить отзыв о компании в одном из электронных справочников «2ГИС» или «Яндекс Карты». Победителями станут 90 абонентовАО «Газпром энергосбыт Тюмень», которые выполнят условия розыгрыша.Результаты марафона будут опубликованы 21 октября на сайте gesbt.ru в разделе «Новости компании».
Управление по связям с общественностью и работе со СМИ
Тел.: (3462) 77-77-77 (доб. 14-543)
Анастасия Лошакова
info@energosales.ru
www.gesbt.ru
Мы в соцсетях:
vk.com/gesbt.tyumen
https://ok.ru/gesbt.tyumen
12.08.2025
Цифровой плакат
12.08.2025
Цифровой плакат
12.08.2025
Цифровой плакат
12.08.2025
Цифровые плакаты
Ввиду возрастания угроз преступных посягательств в сфере использования телекоммуникационных сетей Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с Банком России разработаны цифровые плакаты в целях повышения уровня информирования населения в действиях лиц, вводящих в заблуждение для хищения денежных средств.
06.08.2025
Вниманию владельцев зарегистрированных жилых домов на дачных участках в Сургуте и Лангепасе!
Владельцам земельных участков в дачных кооперативах Сургута и Лангепаса при наличии жилых домов необходимо предоставить в АО «Газпром энергосбыт Тюмень» документы,подтверждающие право собственности и количество зарегистрированных по месту жительства граждан в жилом помещении. Данные сведения необходимы для начисления платы за оказание услуги по обращению с ТКО по нормативу накопления для категории «Индивидуальные жилые дома».
Действующим законодательством предусматривается, что объект недвижимости, имеющий назначение «жилой дом», различен в правовом статусе, назначении и использовании от объекта недвижимого имущества «садовый участок». Соответственно, при наличии на земельном участке в дачном кооперативе зарегистрированного жилого дома, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, начисление платы собственнику за оказание услуги по обращению с ТКО осуществляется исходя из единого тарифа на услугу регионального оператора «Югра-Экология», норматива накопления для категории «Индивидуальные жилые дома», а также количества постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Для этого владельцам жилых домов на земельныхучастках в составе СОНТ необходимо обратиться в АО «Газпромэнергосбыт Тюмень» с документами, подтверждающими право собственности на жилой дом и количество зарегистрированных по месту жительства граждан в жилом помещении. Справку можно заказать через портал «Госуслуги» (вкладка «Услуги» – «Регистрация паспорт» – «Получение адресно-справочной информации» – «О лицах, зарегистрированных в жилом помещении»), либо в Отделе по вопросам миграции УМВД России.
Управление по связям с общественностью и работе со СМИ
Тел.: (3462) 77-77-77 (доб. 16-808)
Елена Семёнова
info@energosales.ru
www.gesbt.ru
Мы в соцсетях:
vk.com/gesbt.tyumen
https://ok.ru/gesbt.tyumen
22.07.2025
О проведении федерального этапа направления «ГосСтарт.Стажировки»
О проведении федерального этапа направления «ГосСтарт.Стажировки» в рамках Всероссийской программы сопровождения молодых государственных
и муниципальных служащих «ГосСтарт»
Во исполнение подпункта «б» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации от 29 января 2023 г. № Пр-173ГС Федеральным агентством по делам молодежи совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Правительством Нижегородской области реализуется Всероссийская программа сопровождения молодых государственных
и муниципальных служащих «ГосСтарт» (далее – Программа).
В соответствии с п. 17 Плана мероприятий
Федерального агентства по делам молодежи в сфере реализации государственной молодежной политики на территории
Российской Федерации на 2025 год, утвержденного приказом Росмолодежи от 29апреля 2025 г. № 144, Программа реализуетсяпо шести направлениям: «ГосСтарт.Диалог», «ГосСтарт.Стажировки»,
«Мастерская государственной и муниципальной службы», «Молодежные советы», «Доброслужащий», «ГосСтарт.Политика».
Одним из направлений Программы является направление «ГосСтарт.Стажировки» (далее – Стажировки), в рамках которого реализуются неоплачиваемые стажировки в федеральных государственных органах (далее – федеральный этап), исполнительных органах субъектов Российской Федерации, а также в органах местного самоуправления (далее – региональный этап) с целью повышения привлекательности государственной и муниципальной службы.
Участниками могут стать граждане от 18 до 35 лет включительно, относящиеся к одной из категорий:
1)лицо, обучающееся по образовательным программам высшего образования (по программам бакалавриата и программам специалитета старше 4 курса);
2) лицо, проходящее государственную или муниципальную службу, или являющееся работником организаций, подведомственных исполнительным органам субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления муниципального образования,
а также организаций, учредителем которых является субъект Российской Федерации.
За весь период реализации Программы было подано более 8000 заявокна участие в Стажировках. По итогам реализации Программы более 150 человек стали государственными служащими. Так, например, Овсянко Владиславиз Санкт-Петербурга после окончания стажировки был трудоустроен в Министерство культуры Российской Федерации в Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества как специалист референтуры, а Груднов Дмитрий
из Томской области сразу после стажировки в Департаменте развития облачных сервисов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерациибыл приглашен на работу в этом подразделении.
В 2025 году планируется проведение федерального этапа Стажировки с участием 250 представителей из более, чем 75 субъектов Российской Федерации. Продолжительность стажировки составляет две недели. Проезд и проживание участников будет осуществляться принимающей стороной при поддержке Автономной некоммерческой организации «Больше, чем путешествие».
10 октября 2025 года запланировано торжественное открытие федерального этапа направления «ГосСтарт.Стажировки»на площадке национального центра «Россия». В рамках программы запланированоприветственное слово приглашенных гостей, проведение установочного совещания для участников, мастер-классы и мероприятия
по командообразованию.
В рамках федерального этапа направления «ГосСтарт.Стажировки»участников ожидает стажировка в федеральных государственных органах, экскурсии по достопримечательностям г. Москвы, а также образовательная программа от Круглогодичного молодежного образовательного центра «ГосСтарт», проведение ассесмента и оценка профессиональных компетенций.
По итогам федерального этапа направления «ГосСтарт.Стажировки»будетсформирован рейтинг 50 лучших стажеров, рекомендованных к трудоустройствув федеральные государственные органы, а также сформированаи подобрана индивидуальная карьерная траектория развития кандидатов.
Торжественное закрытие второго потокафедерального этапа направления «ГосСтарт.Стажировки»планируется 24 октября 2025 года
на площадке национального центра «Россия». В рамках мероприятия будет проведено награждение по номинации «Лучший стажер», вручены сертификаты об участии и пройдет встреча с приглашенными спикерами.
22.07.2025
Департамент физической культуры и спорта Югры проводит опрос
Департамент физической культуры и спорта Югры проводит региональный опрос об оценке уровня вовлеченности граждан в спортивную жизнь Югры.Приглашаем Вас принять участие в опросе ссылка:https://pos.gosuslugi.ru/lkp/polls/535997
14.07.2025
Опрос о качестве оказания ветеринарных услуг в Югре
В Югре на постоянной основе проходят опросы на платформе "Госуслуги. Решаем вместе". У каждого жителя есть возможность выразить мнение и повлиять на решения, принимаемые в округе!
https://pos.gosuslugi.ru/lkp/polls/526715
11.07.2025
Конкурс от ГЭТ!
Новости
Общие начисления: 321'016'644руб. 45коп.
Оплачено: 320'072'545руб. 13коп.
Собираемость составила 99.7%